Русский ученый Гузель Улумбекова: «Недостаток финансирования породил нетерпимое положение медработников»

Каким обязано быть русское здравоохранение, какие нужны реформы и что непосредственно можно создать, чтоб докторы в Рф стали почетаемыми спецами с достойной оплатой труда, нам поведала русский ученый, эксперт в области управления здравоохранением Гузель Улумбекова.Фото: предоставлено Гузелью Улумбековой

Эксперт

Улумбекова Гузель ЭрнстовнаРусский ученый, доктор мед наукВысшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ).
Доктор мед наук, MBA в области управления здравоохранением (Гарвардский институт, Harvard T.H. Chan School of Public Health).
Занимается активной экспертной деятельностью по вопросцам организации здравоохранения в Публичной и Торгово-промышленной палатах РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), Комитете ГД РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) по охране здоровья, Центре стратегических разработок при Минэкономразвития Рф, Совете ВОЗ по доказательной медицине. Эксперт центрального штаба Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в сфере здравоохранения и публичного здоровья.
Основной редактор журналов «Мед образование и проф развитие» и «Оргздрав. Вестник ВШОУЗ. Анонсы. Представления. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками)».
Награждена благодарностями Президента РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) (1996 г. и 2018 г.).

Гузель Эрнстовна, любой денек мы читаем анонсы, что не хватает докторов, большие очереди, врачи увольняются всем коллективом, отменяют плановые операции. Как Вы считаете, в чем основная «дыра» здравоохранения? Это недостающее финансирование?

— Я полностью согласна, что финансирование здравоохранения в истинное время бедное, и, как следствие, доступность мед помощи — низкая. Под доступностью мед помощи я имею в виду наличие доктора, среднего мед работника, фармацевтических средств, стационарных коек, нужного оборудования. Если финансирование недостающее, то всего того, что я перечислила, будет тоже недостаточно.

Недостаток финансирования породил нетерпимое положение наших мед работников. Сейчас в Рф базисный оклад докторов без стимулирующих и компенсационных выплат составляет 20-35 тыщ рублей, у средних мед работников — 10-20 тыщ рублей. Мы отлично осознаем, что достойно прожить на эти средства нереально.

Наиболее того, оклады докторов значительно различаются по субъектам Русской Федерации. В Москве высочайшие заработные платы — и туда движутся докторы из Столичной области. Соответственно, понижается доступность мед помощи для обитателей Подмосковья. А в Подмосковье движутся из Псковской области. Соответственно, «оголяется» доступность медпомощи на Псковщине. Это нетерпимая обстановка.

Докторы никогда не должны ездить на заработки, как гастарбайтеры, чтоб заработать на жизнь.

У их обязана быть в собственном субъекте таковая заработная плата, которая обеспечивает им достойной уровень проживания, и она обязана быть установлена на федеральном уровне.

Как обязана смотреться «вертикаль здравоохранения» во главе с Минздравом?

— Министерству здравоохранения должны впрямую подчиняться региональные органы управления здравоохранения. Предназначение министров, естественно, обязано согласовываться с губернатором, но назначать их должен конкретно глава федерального министерства здравоохранения, и, соответственно, спрашивать с их за итог.

«Вертикаль здравоохранения» обязана отлично делать задачки по защите населения нашей страны от угроз здоровью. Другие службы, которые соединены с охраной здоровья людей, а конкретно — санитарно-эпидемиологическая служба, медицина катастроф, которые сейчас, к огорчению, «разбросаны» по различным ведомствам, должны быть также подчинены Министерству здравоохранения. Тогда мы сможем обеспечить единый скоординированный ответ угрозам здоровью населения — и в мирное время, и при форсмажорных ситуациях.

Если в цифрах — какими, на Ваш взор, должны быть заработные платы у мед работников?

— Опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) финансирование здравоохранения — практически 30 лет было не наиболее 3-3,5% от ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства). В то же время наши восточноевропейские соседи, которые близки к нам по уровню экономического развития — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, фактически все это время финансировали здравоохранение в размере 5% от ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства). Соответственно, смогли обеспечить оплату труда мед работников в полтора раза выше, чем в Рф. А в расчете на душу населения у их финансирование практически вдвое выше в сравнимых деньгах.

В этих странах бесплатные лекарства доступны не только лишь для «льготников», как у нас, да и для всех, кому доктор выписал рецепт. И естественно, приметно выше доступность сверхтехнологичных видов мед помощи.

В итоге «оптимизации» системы здравоохранения количество платных услуг вырастает, при всем этом свойство и доступность самой медпомощи часто оставляет желать наилучшего. Как Вы оцениваете эту ситуацию?

— Оптимизация — это решение правительства, которое было принято полностью неверно. В 2013 году экономисты предложили «находить средства» на увеличение оплаты труда мед работников снутри самой системы здравоохранения. Это было изготовлено на основании неправильных выводов о том, что в Рф типо много больничных коек, много мед кадров по сопоставлению с ситуацией в остальных странах. Правительство приняло решение о оптимизации — сокращении типо лишнего фонда, в том числе скорой мед помощи, и о наращивании платных мед услуг в муниципальных медучреждениях.

При всем этом государственное финансирование с 2012 по 2018 год сократилось по на 4% в неизменных ценах. Да еще наиболее того, ценность при таком сокращении средств был отдан в пользу строительства сверхтехнологичных центров. Но если у кого-либо прибыло, то означает, у кого-либо убыло. А это оказалось как раз оказание первичной медпомощи.

Почему в Рф сложилась таковая ситуация, когда здравоохранение финансируется по «остаточному принципу»?

— Крайние 10-15 лет собственной жизни я весьма много выступала и доказывала, что наше финансирование здравоохранения очевидно недостаточно, что оно обязано быть как минимум 5% от ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства). Но в нашей мед среде никогда не было мощных лоббистов. А если кто и боролся, то лишь за интересы собственной специальности, не задумываясь при всем этом о всей системе здравоохранения.

Нам необходимы массивные лоббисты-организаторы, как, к примеру, в атомной индустрии либо у жд транспорта. К слову, сокращения федерального финансирования, о которых не так давно объявил министр денег Антон Силуанов, фактически не задели этих отраслей, а расходы на здравоохранение планируют уменьшить на 10%.

Я считаю, здравоохранение, как и оборона, должны быть не только лишь неприкасаемыми, но финансироваться в согласовании с потребностью, поэтому что наши отрасли отвечают за сохранность страны.

2-ое — недоделки Комитета Гос Думы по охране здоровья, который был должен учитывать сложившуюся ситуацию: падение доступности мед помощи, рост неудовлетворенность населения. Депутаты издавна должны были собрать научные советы и обеспечить принятие соответственного решения. Если само Министерство здравоохранения, как говорится, стеснялось просить средства, это обязана была созодать Муниципальная Дума с опорой на научное общество, которое, в том числе в моем лице, постоянно гласило о необходимости увеличения финансирования и научно это доказывало.


Фото предоставлено Гузелью Улумбековой

В то же время люди могут недолюбливать личные поликлиники — к примеру, за дороговизну услуг. Каким, на Ваш взор, должен быть баланс меж платной и бесплатной медициной?

— Чем меньше правительство растрачивает на бесплатную мед помощь, тем больше будет потребность у населения платить за медицину из собственного кармашка. К примеру, в странах Северной Европы — Норвегии, Швеции — население оплачивает лишь некие виды фармацевтических средств и фактически ничего не доплачивает за мед помощь. У их 80% расходов оплачивается из казны. В целом по странам Евросоюза этот показатель составляет 75% и лишь 25% ложится на плечи населения.

В Рф лишь 60% от общего размера услуг оплачивает правительство. А 40% население вынуждено платить из собственного кармашка, при этом это весьма бедное население. Конкретно потому сейчас — в ситуации падения настоящих доходов людей — принципно принципиально повысить доступность бесплатной мед помощи. Почти всем чуть хватает зарплат, пенсий, чтоб покрыть базисные издержки — коммунальные услуги, пищу, обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) деток.

Сейчас в связи с разразившимся кризисом сделалось меньше способностей в полном объеме произвести оплату те платные мед услуги, которые ранее люди могли для себя дозволить.

В стране, где, по прогнозам экономистов, опосля 2020 года будет проживать 35 миллионов за чертой бедности, доступность бесплатной мед помощи принципно принципиальна.

К слову, обязана быть пересмотрена и методика распределения средств Министерством денег. На данный момент все средства неотклонимого мед страхования аккумулируются на федеральном уровне и далее распределяются в регионы, аспект распределения — средняя оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) труда в регионе. Иными словами, чем меньше эта оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству), тем меньше средств получит регион. А обязано быть напротив: чем беднее население в регионе, тем больше ему перечислено валютных средств. Но тогда «общий кошелек», естественно, должен быть больше.

Поведайте о главных положениях Вашего проекта «Реформы системы охраны здоровья людей РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)».

— Я бы именовала эту реформу – нашей – мед общественности. Мы подготовили проект реформы, приняв во внимание письма докторов, управляющих мед организаций, членов отделения мед наук Русской академии. Положения реформы вытекают из тех системных заморочек, которые сложились сейчас в русской системе здравоохранения: ситуацию можно именовать близкой к трагической. Весьма кратко перечислю, в чем она заключается.

Во-1-х, как мы уже произнесли, в бедном финансировании здравоохранения, нетерпимом положении мед работников, неоптимальной оплате (расчёту за купленный товар или полученную услугу) их труда, отсутствии системы всеобщего фармацевтического обеспечения, неэффективности модели управления, когда бессчетные организационные структуры, отвечающие за здоровье населения, рассредоточены по различным системам и когда региональные министерства не подчиняются федеральному министру.

И еще одна неувязка: опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) с его экономной моделью финансирования здравоохранения, к огорчению, в Рф избрали накладную модель ОМС, когда средства здравоохранения формируются из страховых взносов и доходят до мед учреждений через федеральные фонды непременно мед страхования. Да еще, до этого чем попасть туда, они проходят через личные страховые организации. Эти посредники зарабатывают на этом 24-25 млрд рублей за год. Это огромные средства, которые можно было бы издержать на оказание мед помощи.

1-ое и основное: мы желаем, чтоб оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) труда у докторов была не наименее 4 МРОТ, у средних мед работников — не наименее 2 МРОТ, у младших — не наименее 1,5 МРОТ. Малый размер оплаты труда в Рф составляет 12 тыщ рублей.

Неплохой пример — военные. В 2008 году президент инициировал реформу армии, потому что она была в разрушенном состоянии. Сейчас военные — это почетаемые люди, а армия находится в наилучшем виде за всегда новейшей Рф.

Выпускники военных училищ — завидные женихи: они сходу получают 40-50 тыщ рублей, в то время как у юных докторов бедные оклады. Сейчас настало время такую же реформу создать в системе здравоохранения, чтоб наши докторы, в руках которых здоровье и жизни русского народа, получали достойную заработную плату.

2-ое — необходимо уменьшить лишниие требования к докторам. Почти все из этих требований противоречат друг дружке, неосуществимы в ситуации отсутствия ресурсов, нужных фармацевтических средств, оборудования. Необходимо привести все проверки к одному знаменателю, приостановить дискредитирование мед работников правоохранительными органами.

Это не означает, что мы должны не смотреть за качеством мед помощи. Напротив, опосля того как мед общество согласится, что вправду было нарушение при оказании мед помощи, которого можно было избежать, дела должны передаваться в Прокуратуру и Следственный комитет. Сейчас ужас перед наказанием весьма почти всех медработников отворотил от данной для нас профессии — и юных, и опытнейших. В таковой ситуации доступность мед помощи не возрастает.

Третье — это повышение финансирования, мы выше его обсуждали. Оно обязано составлять не наименее 6% ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства), и любой год мы должны добавлять к этому бюджету не 500 млрд, как заявили в Правительстве, а по одному триллиону рублей в течение 3-х лет попорядку, чтоб к 2022 году финансирование производилось не по остаточному принципу и составило не наименее 6,5 трлн. руб. в ценах 2019 года. Мы просим добавочно всего один триллион рублей в год. Для сопоставления: в рамках реформы армии на наиблежайшие 10 лет предполагается издержать добавочно 20 триллионов.

4-ое — мы должны сделать вертикальную систему управления в здравоохранении, перейти на финансирование без фондов неотклонимого мед страхования.

5-ое — мы должны принять серьезнейшие меры в сфере увеличения квалификации мед работников, улучшения подготовки кадров, а это, соответственно, увеличение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов и мед училищ, обновление программ, создание новейших учебников, оснащение мед вузов, восстановление клинических баз там, где их нет, предоставление педагогам способности сразу преподавать и работать в том учреждении, где размещена клиническая база.

Сейчас очень недостаточно оплачивается время мед работников, потраченное на увеличение квалификации, командировки, время от времени работников просто не отпускают, потому что некем поменять на рабочем месте. Но мед образование обязано быть непрерывным, и для этого нужно сделать все условия.

Шестое — естественно, нужно сделать систему всеобщего фармацевтического обеспечения, когда любой обитатель страны, вне зависимости от того, имеет льготы либо нет, может получить в аптеке лечущее средство безвозмездно.

Фото предоставлено Гузелью Улумбековой

У проекта есть противники посреди мед общественности? Если да, то какие их главные аргументы «против»?

— В главном все «за». Даже личные мед организации соображают, что сейчас они не могут принять роль в реализации программки муниципальных гарантий, потому что там просто не хватает средств даже на оплату мед помощи, оказанной в муниципальных мед организациях. Естественно, если будет больше средств, в программках сумеют интенсивно принять роль коммерческие мед организации.

Противники — те, чьи интересы будут мучиться. Таковыми могут стать личные страховые организации, но им можно расширить поле деятельности по добровольческому мед страхованию. Их наличие в нашей системе — неэффективно. Это избыточное звено, функции которого можно тихо передать территориальным денежным отделам при органах управления здравоохранением.

Очередной проблемный момент — нахождение Санэпиднадзора в структуре Роспотребнадзора, который в том числе занимается вопросцами контроля свойства потребительских продуктов и услуг. Ранее вопросцы санитарно-эпидемиологического надзора постоянно решались в структуре здравоохранения, так и обязано быть. Естественно, Роспотребнадору не охото отдавать эти функции, терять определенную свободу, власть, возможность впрямую обращаться к Председателю правительства. Но нужно исходить из интересов действенного управления отраслью и здоровья населения, а не остальных суждений.

Кто сначала «за» реформу?

— Сначала «за» наше население и мед работники. Люди отлично соображают: нет доктора — нет мед помощи. Ситуация усугубилась в связи с эпидемией: почти все мед работники выгорают, и процент этого выгорания один из самых больших в мире.

Чтоб мед помощь была доступной, у нас должен быть высоко квалифицированный, отлично зарабатывающий, размеренный, отдохнувший доктор. Таковой доктор не ошибется при оказании мед помощи, не поедет на заработки в остальные регионы и не взгромоздит на себя нагрузку на две ставки. В обычных критериях работы он сумеет трудиться с наибольшей отдачей и помогать клиентам.

К слову, в Европе перегрузка на две ставки запрещена — там соображают, что перегруженные докторы могут ошибиться.

Отучился «на бюджете» – отработай на селе. Не так издавна о необходимости ввести принудительную отработку для выпускников мед вузов напомнила Валентина Матвиенко. Как Вы считаете, таковая мера решит делему кадров в здравоохранении и исправит ситуацию, когда юные спецы стремятся устроиться в личную клинику по месту проживания или же в столице?

— Естественно, не решит. Целевики — это люди, за которых платит правительство с условием, что они пойдут работать в село. Во-1-х, почти всем проще отыскать средства, чтоб выплатить стоимость собственного обучения, чем двигаться работать на село. Во-2-х, отыщут остальные методы, чтоб не двигаться.

Мы не должны обрекать юных профессионалов на бедное существование. Наличие неотклонимого распределения еще более отпугнет абитуриентов от нашей специальности. Я не против распределения как такого, но при одном условии — сделаем условия для жизни доктора на селе: достойная оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) труда, предоставление жилища. И такие же условия необходимо сделать всем спецам, отправляющимся трудиться на село — экономистам, агрономам, юристам, преподавателям.

Кое-где в мире есть государственная система здравоохранения, которая работает отлично? Сможете привести в пример страну, уровень развития медицины в какой можно именовать примерным?

— Исходя из убеждений доступности мед помощи, конечных результатов — это Германия. Мед помощь там доступная, с мозгом организованная и весьма высочайшего свойства. В расчете на тыщу населения у германцев коек больше на 15%, чем в Рф, докторов — больше на 15%, бесплатные лекарства доступны всем гражданам.

Но наилучшей системой я считаю ту, что была у нас в русское время.

Почему? Поэтому что она была профилактически направленной, в ней была медицина труда — мы защищали здоровье работников на производстве. Из-за того что разрушили медицину на предприятиях, сейчас смертность населения трудоспособного возраста в нашей стране 2-3 раза выше, чем в странах Европы.

В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) у системы здравоохранения быть может и не было больших технологий, как на Западе, и были остальные недочеты, но все компенсировалось доступной первичной медико-санитарной помощью — действовал участковый принцип прикрепления. Он значит: я живу тут, у меня есть участковый доктор, он ко мне придет, я за ним закреплен, если необходимо — приду в больницу, по мере необходимости доктор направит меня к узенькому спецу. В данной для нас же больнице, около собственного дома, можно создать анализы, рентген, пройти физиотерапию.

Это была плановая, распределительная система, и таковой она обязана быть на данный момент. Поэтому что мы наполовинувоенная система, несущая ответственность за здоровье и жизни людей, а не рынок, для зарабатывания средств. А рыночные инструменты — мотивация в плане свойства, размеров — это «бантики», которые можно вязать поверх сильной базы.

Не обязано быть такового, что мед организации обязаны зарабатывать на пациентах. А сейчас принуждают зарабатывать и систему скорой мед помощи, и заразную службу.

К примеру, в отдаленных районах врач-инфекционист не должен носиться по тундре и находить для себя пациента.

Он просто должен быть и созодать свою работу, даже если сейчас пациентов не достаточно. Поэтому что завтра придет сезон гриппа и клиентам три денька на оленях придется двигаться до областной поликлиники. Так же и с иными видами мед помощи — к примеру, хирургией, не говоря уже о участковой службе.

Как правильно сложившейся эпидемиологической ситуации Наша родина отреагировала на распространение в стране COVID-19?

— В целом правильно, не ужаснее и не лучше, чем в среднем в Европе. Но результаты вышли ужаснее, чем в Польше, Германии, Норвегии, но лучше, чем в Швеции, Англии, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). И все перечисленные страны совместно отреагировали ужаснее восточноазиатских государств — Китая, Южной Кореи и Тайваня. Невзирая на скученность проживания там населения, они проявили самые наилучшие меры и результаты в борьбе с эпидемией.

Нам, в Рф, было незначительно легче, мы успели приготовиться. Необходимо дать подабающее, впору закрыли сообщение с Китаем. Видя, что творится в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Италии, успели перепрофилировать больничные кровати под заразные.

Из всякого кризиса нужно выносить уроки. Этот показал, что здравоохранение – это база сохранности страны, а мед работники – это та же армия. И она не может финансироваться по остаточному принципу.

Нравится ли Для вас данная статья?Мне нравится(0)Мне не нравится(0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *